Ваш город:
Круглосуточно
WhatApp
Заказать звонок
Научный сотрудник РАН: страховщики преувеличивают свои проблемы с ОСАГО

Научный сотрудник РАН: страховщики преувеличивают свои проблемы с ОСАГО

Научный сотрудник РАН: страховщики преувеличивают свои проблемы с ОСАГО
Проведение уже ставшей несколько скандальной реформы ОСАГО в 2019 году обосновывалось разными факторами. И одним из них было то, что страховщики якобы несли убытки из-за обязательного автострахования. В этом вопросе решил разобраться Иван Грачёв, бывший депутат Госдумы и научный сотрудник РАН. Он обратил внимание на то, что по итогам 2018 года страховщики получили 228 миллиардов. Одновременно с этим итоговые выплаты страхователям достигли 142 миллиардов.
Проведение уже ставшей несколько скандальной реформы ОСАГО в 2019 году обосновывалось разными факторами. И одним из них было то, что страховщики якобы несли убытки из-за обязательного автострахования. В этом вопросе решил разобраться Иван Грачёв, бывший депутат Госдумы и научный сотрудник РАН. Он обратил внимание на то, что по итогам 2018 года страховщики получили 228 миллиардов. Одновременно с этим итоговые выплаты страхователям достигли 142 миллиардов.

Таким образом, простая арифметика показывает, что убытков по ОСАГО быть не может. Разумеется, это общие показатели по отрасли. То есть отдельно взятые компании вполне могут уйти в минус. Однако это никогда не влияет на принятие законопроектов и в целом нормальная ситуация для бизнеса.

Что предлагала реформа по существу?


В реформе ОСАГО за красивыми словами об индивидуализации скрывалось стремление повысить тарифы. Если осенью 2019 года цена полиса ОСАГО в среднем по России составляла 5 тысяч рублей (правда, в Москве найти дешевле 9 тысяч оказалось проблематично), то благодаря «либерализации» она бы выросла в итоге в 2 раза.

А нужно ли вообще обязательное страхование?


Иван Грачёв предложил пойти дальше и задастся вопросом о том, нужно ли нашей стране ОСАГО в том виде, в котором оно есть сейчас. Он поясняет, что депутаты, когда вводили такой проект, руководствовались западным опытом и необходимостью обеспечить компенсацию пострадавшим в аварии.

Однако опыт других стран нельзя переносить на отечественный бездумно. Там до введения обязательного страхования было широко развито добровольное, имелись компании, которые смогли бы обеспечить качественно выросший спрос соответствующим предложением. В то же время в России до того, как появилось ОСАГО, добровольная страховка была только максимум у 30% автолюбителей. Таким образом, на рынке просто не было предложения в нужном объёме. И закономерно, что введение подобной практики просто привело к тому, что цены взлетели очень резко.

Вполне вероятно, что вводить рано или поздно ОСАГО нужно было, но не так, внезапно, а с подготовкой. Иван Грачёв обращает внимание на то, что и реформа 2019 года предполагалась с большими изменениями без каких-то промежуточных этапов и тщательной подготовки. В итоге всё это только навредило бы автолюбителям.

Также обязательное страхование означает неизбежный рост цен, причём большими темпами, чем при добровольном. Компании знают, что вы к ним не придёте, что у вас нет другого выхода.

Предлагавшееся сейчас повышение цен происходило бы по этому же принципу: резко, скачком, с элементами обязательности и невозможности отказаться. В итоге это привело бы к очередному дисбалансу в сторону страховщиков, чьи интересы преимущественно и защищаются.

Возврат к списку