В начале 2025 года российские водители могут столкнуться с ростом стоимости полисов ОСАГО на 7-10%, как сообщают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Причина заключается в увеличении цен на автомобильные запчасти, вызванном сложностями с логистикой и международными расчетами. Средняя выплата по ОСАГО в сентябре 2024 года достигла 116 226 рублей, что на 19,8% выше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время конкуренция между страховщиками за водителей с низким уровнем убыточности привела к снижению средней страховой премии, которая в сентябре составила 7 684 рубля, что на 3,3% меньше прошлогодних показателей.
Кроме того, среди страховщиков наблюдается рост интереса к краткосрочным полисам ОСАГО, которые привлекают водителей такси, работающих нерегулярно. В первую очередь такие полисы покупают для деятельности, связанной с такси, составляя 91% от общего числа краткосрочных договоров.
Резкий рост цен на запчасти и его влияние на ремонт
По данным РСА, подорожание запчастей не отразилось в полной мере в справочниках, которые используются страховщиками для расчета компенсаций. Стоимость деталей для иномарок на российском рынке выросла на 30-40% для отдельных моделей, в то время как на запчасти для отечественных автомобилей, таких как «Лада», рост цен был менее значительным. В декабре ожидается обновление справочников, которое учтет актуальные цены и поднимет выплаты по ОСАГО на 10-15%. Подорожание затронет и полисы каско, которые в 2025 году могут вырасти в цене на 10-20% вслед за удорожанием новых автомобилей из-за изменения курсов валют, новых маршрутов поставок и увеличения утилизационного сбора.
Контроль наличия ОСАГО через камеры: новый способ борьбы с нарушителями
С 1 марта 2025 года российская ГАИ прекратит проверять наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Однако с этого момента начнется пилотный проект, в рамках которого камеры дорожного движения будут фиксировать машины без полисов. В течение года водители, не оформившие ОСАГО, будут получать предупреждения через портал «Госуслуги», но штрафов не последует. Если механизм покажет эффективность, он может быть внедрен на постоянной основе, и тогда штрафы за отсутствие полиса станут обязательными, а их сумма может быть пересмотрена и увеличена.
Увеличение сроков ремонта автомобилей по ОСАГО до 45 дней
На фоне санкционного давления и сбоев в поставках запчастей, Госдума рассматривает законопроект, который предлагает увеличить предельный срок восстановительного ремонта по ОСАГО с 30 до 45 рабочих дней. Сложности с поставками вынудили страховщиков пересматривать договоры с техцентрами и поднимать вопрос о более длительных сроках для ремонта. Однако эксперты считают, что такая мера не должна касаться автомобилей, собираемых на территории России, таких как модели «АвтоВАЗа» и Ульяновского автозавода, так как они меньше зависят от импорта.
Госдума ранее уже рассматривала подобные поправки в апреле 2022 года, но тогда инициативу не поддержали. На этот раз законопроект рекомендуют принять в первом чтении, но ответственный комитет также предлагает предусмотреть, что увеличение срока ремонта должно быть связано с конкретными обстоятельствами.