В июне 2024 года средний размер выплат по ОСАГО в Санкт-Петербурге достиг 95 518 рублей, что на 15% выше показателей за аналогичный период прошлого года, когда сумма составляла 83 тысячи рублей. За первые шесть месяцев 2024 года рост средней выплаты составил 9%, достигнув 88 502 рублей. Общая сумма выплат на петербургском рынке увеличилась на 10%, достигнув 3,7 млрд рублей в первом полугодии 2024 года. Это связано с увеличением стоимости автозапчастей и удорожанием их доставки, особенно для европейских автомобилей, что вызвано санкциями.
Средняя стоимость автозапчастей за первые пять месяцев 2024 года выросла на 13%, а отдельные позиции подорожали до 50%. Проблемы с поставками деталей особенно остро ощущаются для китайских автомобилей, таких как Geely, что связано с отказом некоторых крупных китайских банков принимать платежи в юанях из России из-за опасений вторичных санкций. Как результат, увеличились сроки и стоимость обработки платежей, что осложняет и удорожает процесс ремонта автомобилей.
На фоне роста числа китайских автомобилей на рынке, подход к обеспечению запасными частями требует изменений. В отличие от европейских производителей, у которых есть жесткий контроль за поставками, китайские компании не обеспечивают такого же уровня поддержки своих дилеров. В то же время, начавшаяся локализация производства наиболее востребованных деталей для китайских автомобилей, таких как оптика и стеклянные элементы, вселяет надежду на улучшение ситуации.
Изменение методологии оценки стоимости запчастей, введенное РСА в конце мая 2024 года, позволило учитывать реальные рыночные цены, особенно для праворульных автомобилей. Теперь базовой территорией для расчета стал Дальний Восток, что привело к снижению стоимости запчастей в справочниках на 4%. Однако, несмотря на эти изменения, средний размер выплат по ОСАГО продолжает расти, что объясняется дополнительными расходами и сохраняющимся дефицитом деталей.
Ситуация на рынке автозапчастей ухудшилась, и выполнение ремонта в рамках установленных 30 дней становится все сложнее. В связи с этим рассматривается законопроект об увеличении срока ремонта по страховке до 45 дней. Это позволит снизить давление на страховые компании и улучшить выполнение обязательств перед клиентами. Рост стоимости ремонта, в том числе из-за увеличения числа заменяемых деталей в китайских автомобилях, продолжает оставаться одной из ключевых причин удорожания выплат по ОСАГО.