Предложение проверять наличие полиса ОСАГО у водителей с помощью дорожных камер, которое планируется внедрить с 1 марта 2025 года, вызывает серьезные опасения среди экспертов по безопасности дорожного движения. В течение года будет проводиться эксперимент, в рамках которого автовладельцы, не имеющие страховки, будут получать предупреждения через портал «Госуслуги». Эта мера должна помочь выявить водителей без полисов и обеспечить их соблюдение законодательства.
Предложение проверять наличие полиса ОСАГО у водителей с помощью дорожных камер, которое планируется внедрить с 1 марта 2025 года, вызывает серьезные опасения среди экспертов по безопасности дорожного движения. В течение года будет проводиться эксперимент, в рамках которого автовладельцы, не имеющие страховки, будут получать предупреждения через портал «Госуслуги». Эта мера должна помочь выявить водителей без полисов и обеспечить их соблюдение законодательства.
Риски возникновения теневых зон
Критики утверждают, что данная инициатива может привести к образованию так называемых «теневых зон» — регионов, где отсутствуют камеры дорожного наблюдения. В этих местах водители смогут свободно передвигаться без полисов, не опасаясь штрафов. Особенно это будет актуально для удалённых районов, где зачастую нет ни дорог, ни камер. В таких условиях многие водители, в том числе работающие таксистами в своих районах, скорее всего, не будут оформлять полисы ОСАГО, что создаст большие пробелы в контроле.
Рост числа поддельных полисов и обход контроля
Также прогнозируется, что с введением новых правил может возрасти количество поддельных полисов ОСАГО, приобретённых через нелегальные страховые компании. Это позволит недобросовестным водителям избежать ответственности, особенно в тех регионах, где нет доступа к единой базе данных страховых полисов и проблемы с интернетом делают их проверку затруднительной.
Альтернативные меры: бесплатное ОСАГО для граждан
Эксперты считают, что для эффективной борьбы с проблемой стоит рассмотреть другие пути. Один из предложенных вариантов — выдавать полисы ОСАГО бесплатно для определённых категорий граждан, например, тех, кто исправно платит налоги и вносит значимый вклад в экономику страны. Этот опыт уже применялся в некоторых странах, таких как Китай, где полис предоставляется водителям без взимания платы. Такой шаг мог бы снизить теневой рынок и упростить получение страховки для законопослушных автовладельцев.
Новый вызов для системы контроля
Помимо технических проблем, таких как недостаточное количество камер и отсутствие доступа к интернету в некоторых регионах, возникает вопрос, насколько эффективно такие меры смогут повлиять на ситуацию. Механизм отправки уведомлений через «Госуслуги» требует стабильной цифровой инфраструктуры, а значит, его работа может быть ограничена лишь в крупных городах и на основных автомагистралях. Это ставит под сомнение реальное улучшение ситуации на дорогах в масштабах всей страны.