Почему реформа ОСАГО в 2019 году не состоялась?

Почему реформа ОСАГО в 2019 году не состоялась?
Почему реформа ОСАГО в 2019 году не состоялась?
Хотя от 2019 года осталось ещё 2 месяца и окончательные итоги подводить ещё преждевременно, уже сейчас можно констатировать: реформа ОСАГО 2019 года, очень широко разрекламированная Минфином, не состоялась. Госдума должна была рассмотреть законопроект ещё в сентябре. Сначала она перенесла слушания, а потом и вовсе отложила на неопределённый срок. Предположительно, новое рассмотрение состоится через год. Но вернутся ли к нему на самом деле парламентарии – никто пока что точно не знает и однозначно сказать не может.
Хотя от 2019 года осталось ещё 2 месяца и окончательные итоги подводить ещё преждевременно, уже сейчас можно констатировать: реформа ОСАГО 2019 года, очень широко разрекламированная Минфином, не состоялась. Госдума должна была рассмотреть законопроект ещё в сентябре. Сначала она перенесла слушания, а потом и вовсе отложила на неопределённый срок. Предположительно, новое рассмотрение состоится через год. Но вернутся ли к нему на самом деле парламентарии – никто пока что точно не знает и однозначно сказать не может.

В чём заключается суть реформы?


Сторонники идеи реформирования указывают на то, что подход к автострахованию во многом устарел. Некоторые принципы закладывались ещё в Советском Союзе, что сейчас никак не может быть актуальным. Поэтому надо всё пересматривать. И с этим нельзя не согласится: некоторые схемы, призванные обеспечить пострадавшим в ДТП полноценную компенсацию, просто не работают.

Кроме того, на рынке – очень большое количество поддельных полисов ОСАГО. И в мошеннических схемах нередко участвуют официальные диллеры, которые просто не передают премию (вознаграждение) страховщикам. И в то же время полис ОСАГО оформляется на официальных бланках, благодаря чему сотрудники ГИБДД принимают такой документ за настоящий. К тому же сами автолюбители могут быть уверены в том, что страховка у них есть.

Создавшаяся ситуация указывает на то, что что-то в данной сфере необходимо менять. И с этим согласно большинство участников дискуссии. Другое дело в том, что и как именно.

Суть же реформы сводилась к следующему:

  1. Предполагалось повышение лимита компенсации с максимальных на данный момент 500 тысяч до 2 миллионов. Это позволило бы выплачивать возмещение даже в очень серьёзных ситуациях, например, в случае гибели жертвы или получении значительных травм.
  2. Подразумевалась отмена 2 базовых коэффициентов тарификации ОСАГО – по мощности автомобиля и территориального. Вместо него вводились бы другие параметры, позволяющие устанавливать цену на полис ОСАГО в зависимости от характера езды водителя. То есть отсутствие аварий и нарушений ДТП таким образом поощрялось бы.
  3. Значительно возрос бы коридор тарификации ОСАГО (примерно на 70%). Это предоставило бы страховщикам больше возможностей для индивидуального подхода к установлению тарифа ОСАГО.
  4. Предполагалась установка специального электронного устройства на автомобили для отслеживания характера езды. Это позволило бы страховщикам самостоятельно делать выводы о том, насколько рисованным является тот или иной водитель. В зависимости от таких показателей для него бы определялась индивидуальна цена ОСАГО.

Необходимо отметить, что многое на пути реформирования ОСАГО уже было сделано. Так, с начала 2019 года был расширен тарифный коридор на 20% по сравнению с предыдущими показателями. Именно на столько страховщик может поднимать и опускать свой тариф в зависимости от того, считает ли надёжным страхователя или оценивает вероятность попадания в ДТП такого лица как очень высокую.

Также сейчас изменились правила оформления аварии: теперь можно пользоваться мобильными приложениями. В 2019 году сделаны серьёзные шаги на пути уравнивания в правах электронного полиса ОСАГО с бумажным, хотя сотрудники ГИБДД до сих пор требуют хотя бы распечатку.

Однако грядущие изменения встревожили автолюбителей намного больше тех, которые уже были сделаны. И нельзя сказать, что основания для этого отсутствовали.

Что смутило общественность в реформе ОСАГО?


К проходящей реформе возник целый ряд претензий. Причём критика звучала со стороны автолюбителей, правозащитников, прессы и даже самих депутатов. Если подытожить, то она свелась к следующему:
  1. Реформа ОСАГО в том виде, в каком она предполагалась осенью 2019 года, привела бы к резкому повышению цен на полис. А это то, что себе многие водители просто не могут позволить. В итоге количество лиц, которые ездят без полиса ОСАГО, тоже увеличилось бы.
  2. Непонятно, каким именно образом устанавливалась бы ответственность в виде повышения цен на ОСАГО за «нарушения правил ПДД». К таким нарушениям относятся в том числе и те, которые никаким образом не сказываются на вероятности водителя попасть в аварию, например, неправильный переход дороги такого лица в качестве пешехода.
  3. Правозащитники указывали на то, что «наказание» в виде более дорогого полиса ОСАГО с привязкой к совершению административных нарушений по факту стало бы двойным наказанием за один и тот же проступок, что противоречит Конституции.
  4. Многие также не поняли, как именно бы начала контролироваться безаварийная езда водителей в стране, где камеры установлены, к примеру, в крупных городах, но в более мелких в массе своей отсутствуют.
  5. Также нигде в законопроекте не указывалось, что конкретно должен был платить за установку электронного устройства в машину для отслеживания стиля езды водителя. Депутаты обратили внимание на то, что поддержание такого изделия в исправном состоянии тоже означает определённые траты. Плюс непонятно, кто должен нести ответственность за его повреждение, умышленное или непреднамеренное.

Сами парламентарии охарактеризовали законопроект как сырой и однобокий, защищающий интересы страховщиков, а не автолюбителей. Поэтому его отклонение даже не было вопросом.

Также и депутаты, и правозащитники указывают на слишком резкий темп изменений. В 2019 году появилось даже без вышеуказанных моментов довольно много нововведений, касающихся ОСАГО. Депутаты считают, что сначала необходимо, чтобы и потребители, и страховщики к ним привыкли, чтобы стало понятно, насколько оправданны те или иные решения, на практике. А потом уже можно будет делать конкретные выводы.

В результате реформа ОСАГО поставлена на паузу. Вернутся ли к ней? Обязательно. Но, скорее всего, не в этом формате.

Возврат к списку