Депутаты озабочены нежеланием автолюбителей оформлять ОСАГО. Причём многие обеспокоены этим фактом до такой степени, что возникла инициатива: лишать прав за повторное управление автомобилем без наличия страхового полиса. Об этой идее регулировщика рассказал президент РСА Игорь Юргенс.
Автолюбители считают, что введение подобных жёстких мер связано с желанием правительства дополнительно обогатиться на налогах, которые будут поступать от страховых компаний. Многие также винят лобби страховщиков. Однако правозащитник, работающий с автомобилистами Юрий Шкуматов обратил внимание на то, что ситуация не настолько однозначна, как это может показаться на первый взгляд. Он указал на то, что автолюбители, которые добросовестно покупают ОСАГО, в случае попадания в ДТП с теми, кто не тратится на приобретение подобных полисов, никаким образом не будут защищены от возникающих рисков.
По словам Юрия, многие безответственные автовладельцы в подобных ситуациях просто отказываются от выплат компенсации. Если человек нигде официально не трудоустроен, из всего имущества у него – одна машина, уничтоженная или сильно пострадавшая в аварии, то рассчитывать второй стороне оказывается не на что.
Игорь Юргенс отметил, что полис ОСАГО должен быть у всех. Он напомнил, что данный вид страхования по законодательству является обязательным. Поэтому долгие дискуссии в этом случае несколько странны: всё обсуждалось ещё на этапе принятия соответствующего закона. Сейчас же главное – понять, как именно добиться того, чтобы у всех водителей были ОСАГО.
Юргенс обращает внимание на то, что хорошим способом разобраться с возникшей проблемой стала система видеофиксации. По его словам, она уже готова к полноценному запуску. На данный момент этот проект обкатывается как пилотный в Москве. Президент РСА признал, что у него есть свои недостатки: штрафы могут получать те добросовестные водители, которые пострадали из-за того, что страховщик не вбил данные по их полису ОСАГО в систему. Также некоторые оказываются жертвами мошенников, поскольку покупают поддельную страховку.
Однако подобная система видеофиксации поможет добросовестным водителям понять, что с их стороны что-то не так. В ряде случаев она станет дополнительным стимулом контролировать со своей стороны страховщиков. Что же касается мошенничества, то преступления были, есть и будут в любой сфере. Но это не повод отказываться от контроля.
Игорь Юргенс также обратил внимание на то, что система как раз сейчас и обкатывается именно для того, чтобы выявить недостатки такого способа фиксации нарушения. Например, уже в августе стало понятно, что одному и тому же водителю может быть выписано множество дублирующихся штрафов, если он несколько раз в течение одного дня проедет под камерами. В будущем можно предусмотреть варианты решения проблемы таких ситуаций. Например, ограничить количество штрафов за конкретный временной промежуток за одно и то же нарушение.
Общероссийский народный фронт провёл мониторинг удовлетворённости граждан ОСАГО по стране. Руководитель данного проекта Евгения Лазарева отметила, что если сравнивать результаты этого года с итогами прошлого, то удовлетворённость выросла на порядок.
В то же время довольно серьёзные проблемы всё ещё сохраняются. Примерно 34% недовольны тем, как происходит оформление электронных полисов. Больше всего их не устраивает то, что при попытке заключить договор ОСАГО идёт автоматическое перенаправление на сайт РСА. А оттуда уже начинает скидывать на сайт компании, которая нередко может быть вообще не представлена в регионе.
Некоторые страховщики также дают возможность купить полис ОСАГО исключительно с дополнительными услугами. Чаще всего это платный техосмотр и страхование жизни. Нередко у потребителей в определённых регионах просто не остаётся выбора. Глава РСА рекомендует оформить договор, а потом воспользоваться периодом охлаждения (на данный момент он составляет 10 дней), чтобы отказаться от дополнительных услуг. По словам Игоря Юргенса, вам вернут деньги. Плюс у вас будет возможность пожаловаться на такие компании в РСА, которая их штрафует.
Однако представитель ЦБ РФ отметил, что количество подобных жалоб резко сократилось. За 2018 год по итогам одного квартала это было около 16 тысяч, а сейчас – 8,6. Причём большинство затрагивает решение вопроса по коэффициенту бонус-малус. Около 23% недовольны выплатами. И меньше 0,1% касается именно продаж полиса ОСАГО.
Как отмечает Евгения Лазарева, 80% потребителей, которые по условиям ОСАГО прошли ремонт, довольны. Хотя больше половины (69%) предпочла получить компенсацию в виде денежного возмещения. И вот среди них недовольных больше: одни столкнулись с серьёзным затягиванием сроков выплат, а вторые – с тем, что за ремонт пришлось ещё и доплатить.
В целом, как отмечают правозащитники, сейчас качество оказания услуги по ОСАГО выросло. Намного меньше нужно предоставлять документов. Плюс для оформления электронного полиса ОСАГО вообще ничего особого не требуется. То есть многое упрощено и автоматизировано.
Однако требования у потребителя продолжают расти. Сейчас многие хотят, чтобы процесс проведения выплат сокращался. Если страховая компания далеко не первый год сотрудничает с конкретным клиентом, хорошо его знает, то почему бы не перечислять средства сразу же, как только в базу поступят соответствующие данные о ДТП?
В Германии, например, одна из страховых компаний приобрела систему «Лимонад». Благодаря ей буквально в течение 3 минут после попадания в аварию на счёт приходят деньги. Однако это касается исключительно проверенных страховщиков. Возможно ли такое у нас? Вполне вероятно, но только после введения индивидуальной тарификации по ОСАГО.