2019 год рискует оказаться переломным для ОСАГО: слишком многое меняется в связи с обязательным страхованием в данной сфере. В частности, в июне появилась информация о введении новых правил. Причём большинство из них в первую очередь направлены на защиту интересов автомобилистов.
2019 год рискует оказаться переломным для ОСАГО: слишком многое меняется в связи с обязательным страхованием в данной сфере. В частности, в июне появилась информация о введении новых правил. Причём большинство из них в первую очередь направлены на защиту интересов автомобилистов.
Решение спорного вопроса по утрате товарной стоимости
Больным местом по выплатам являлся вопрос потери товарной стоимости. Раньше заставить страховые компании проводить соответствующие выплаты было крайне проблематично, несмотря на отношение Верховного суда, однозначно выраженное по данному вопросу ещё в 2015 году. Однако сейчас ЦБ РФ решил ужесточить свою позицию по указанному моменту. Он вводит соответствующие коэффициенты. Кроме того, в каждом регионе появятся базы данных, где будут обозначены цены запчастей (вместо справочников РСА). Чтобы цифры оставались актуальными, сведения придётся обновлять 1 раз в 3 месяца. Стоит напомнить, что раньше это происходило 1 раз в 6 месяцев.
Страховщики недовольны: они считают, что на них могут взвалить расходы по амортизации автомобиля. Однако нововведения предполагаются предельно конкретными. В частности, компенсации подлежит далеко не каждая замена детали. Основной акцент будет сделан на:
- перекосе кузова;
- повреждении дверей и крыльев;
- замене несъёмных деталей или рамы;
- разборке кузова;
- замене багажника;
- восстановлении пластикового сегмента капота;
- замене внутренней отделки, если добиться идентичности с заводской невозможно.
Необходимо отметить, что восстановление товарной стоимости возможно только в том случае, если автомобиль не старше 5 лет. Причём для такси данный срок уменьшен в 2 раза. Что же касается грузовика, то для него установлен свой срок эксплуатации: 3 года. Трещины, сколы и ржавчины по-прежнему будут проблемой самих владельцев машины.
К чему приведёт подобное нововведение?
Некоторые эксперты полагают, что этот шаг со стороны регуляторов станет причиной того, что количество обращений в суды увеличится в разы. Сейчас механизм получения компенсации известен обеим сторонам. Он уже давно устоялся, по нему многое понятно. Хотя это всё равно не освобождает суды от большого количества исков.
Однако после введения новых правил потребители будут пытаться получить компенсацию за потерю товарной стоимости как таковую. Страховщики, в свою очередь, вряд ли станут торопиться всё выплачивать. Поэтому конфронтация между сторонами усилится. Возможно, напряжение несколько снимется за счёт финансового уполномоченного, который уже сейчас принимает обращения по поводу ОСАГО.
Впрочем, регуляторы оценивают ситуацию более оптимистично. Есть и другое мнение: некоторые специалисты указывают на то, что уже сейчас довольно большое количество исков как раз связано с отказом страховых компаний возмещать утрату товарной стоимости. Теперь же этот вопрос будет решён. Компромисса достичь поможет и внедрение актуальных баз по регионам. В них станет учитываться не только инфляция, но и просто реальные рыночные цены, справедливые для определённого субъекта РФ.
Реакция страховщиков
Российский союз автостраховщиков настороженно отнёсся к этой инициативе. Представитель организации отметил, что подобное возмещение по своей логике имеет смысл только тогда, когда выплата ОСАГО происходит деньгами. Если же компенсация выражается в виде ремонта, то говорить о компенсации УТС просто бесполезно. Также РСА указал на то, что подобное нововведение неминуемо приведёт к росту стоимости полисов.
При этом сами страховщики признают, что новые правила с большой долей вероятности снимут напряжённость между страховыми компаниями и потребителями. Если сейчас вокруг УТС разгораются активные споры, то после реформирования оснований для продолжительных дискуссий не останется. Тем не менее страховщики в целом недовольны подобными изменениями. Они также указывают на то, что ситуация с восстановлением товарной стоимости затронет только часть автолюбителей, однако цены на полис вырастут для всех. Таким образом, игроки рынка считают подобное нововведение в целом неоднозначным.
Инициативу регулятора по данному вопросу можно оценивать по-разному. Однако подготовка к реальным изменениям уже началась. Поэтому остаётся только ждать внедрения новых правил и реакции рынка на них.