Проблема с торговлей фальшивыми полисами ОСАГО в России не особо решается. По крайней мере, именно к такому выводу пришёл Максим Едрывшов, являющийся представителем Федерации автомобилистов в Свердловской области. Торговля поддельными страховками возникла сразу после того, как появилось само понятие ОСАГО в России в принципе. И в последние годы эта проблема стала только острее, поскольку у мошенников образовались новые технические возможности. Сейчас даже опытные инспекторы ГИБДД далеко не всегда понимают, когда перед ними – фальшивый документ.
Проблема с торговлей фальшивыми полисами ОСАГО в России не особо решается. По крайней мере, именно к такому выводу пришёл Максим Едрывшов, являющийся представителем Федерации автомобилистов в Свердловской области. Торговля поддельными страховками возникла сразу после того, как появилось само понятие ОСАГО в России в принципе. И в последние годы эта проблема стала только острее, поскольку у мошенников образовались новые технические возможности. Сейчас даже опытные инспекторы ГИБДД далеко не всегда понимают, когда перед ними – фальшивый документ.
Поддельные полисы ОСАГО: недостаточно контроля
Едрышов отметил, что ситуация с поддельными полисами на рынке довольно печальная, в том числе и потому, что никто не ведёт статистику. Сколько таких фальшивок – неизвестно, как и какие конкретно предпринимаются меры в связи с этим. Согласно сведениям, которые официально предоставляет РСА, практически 7 миллионов российских автовладельцев не оформляют ОСАГО, несмотря на то, что речь идёт об обязательном виде страхования. Причина – невыгодно: за страховку нужно в среднем заплатить около 6 тысяч рублей, в то время как штраф за её отсутствие составляет всего 800. Причём при оплате в течение 20 дней нарушителю придётся расстаться только с 400.
Как именно водители избегают пристального внимания надзорных органов? В этом отношении им как раз помогают фальшивые полисы ОСАГО. Благодаря современным технологическим достижениям такие «документы» способны провести и опытных инспекторов ГИБДД: преступники мастерски подделывают настоящие печати, подписи и даже защитные элементы. Привлечь самих водителей в связи с обнаружением таких фальшивок очень сложно, так как они всегда могут заявить, что были уверены в подлинности страховки.
Однако проблема в том, что хотя фальшивые полисы и помогают водителям пройти проверку, при попадании в аварию, естественно, они не позволят пострадавшей стороне получить какую-то компенсацию. Нередко бывает так, что у водителей нет имущества, чтобы заплатить за причинённый ущерб: многие автомобили сейчас даже до ДТП стоят откровенно мало. А дорожно-транспортное происшествие к тому же способно даже дорогую изначально технику превратить в хлам.
Какие меры для борьбы с фальшивыми полисами ОСАГО предпринимаются?
Проблема фальшивых полисов ОСАГО признана одной из главных проблем страховщиков. В 2016 году они пытались поменять защитные знаки, однако это не сработало, поскольку развитие полиграфии сегодня позволяет подделывать практически что угодно. В целом помогает внесение в электронную базу номера и прочих регистрационных данных. Однако если у инспектора ГИБДД нет доступа к Интернету, он не сможет узнать, настоящий ли перед ним документ или поддельный.
Статистика выявления фальшивых документов довольно низкая. За весь 2017 год было обнаружено всего 11 поддельных полисов, за 2018 – только 7, а в 2019 году пока что не зафиксировано ни одного такого случая. И большинство экспертов сомневаются, что всё дело в улучшении криминогенной ситуации на рынке. По их мнению, проблема в механизме выявления.
Регулятор также пытается побудить автовладельцев и водителей покупать настоящие страховки. С 2018 года возникла практика автоматической выписки штрафа, то есть без судебных разбирательств и даже без споров с ГИБДД. Однако мера, которая задумывалась как стимулирующая, в действительности оказалась менее эффективной, чем на это надеялись.
Выписка штрафа происходит следующим образом: камера фиксирует номер автомобиля, после чего ищет данные машины в общей страховочной базе. Если такого транспортного средства не обнаруживается, сведения попадают в ГИБДД, где выписка штрафа происходит тоже автоматически. Фактически, данная система превратилась в конвейер. Но даже получение штрафов не всегда стимулирует к покупке настоящего полиса, поскольку, как уже и говорилось, речь идёт о всего 800 рублях, которые легко превратить в 400.
Помимо прочего, 7 миллионов автовладельцев без настоящих полисов – это серьёзные убытки для страховщиков. По примерным прикидкам они недополучают 36 миллиардов рублей. А это означает увеличение риска для всех остальных. Если оформить ОСАГО в конкретной компании решится большое количество водителей, то в таком случае вероятность, что те, кому нужна выплата, действительно её получат, возрастает. В противном случае возрастёт риск наступления банкротства компании.